Студенты ЮУрГУ помогают восстановить старинный храм


По благословению митрополита Челябинского и Феофана студенты ЮУрГУ во время летних каникул помогают в возрождении православных храмов на севере области.

Есть на севере нашей области старинное село Булзи. Лежат на улицах дрова, бродят по пыльной июльской жаре коровы и овцы, петляет между холмами тихая речка Синара. А еще селу повезло с православными храмами, их два – Покровский в центре села и Симеоновский за несколько километров, на бывшей монастырской заимке. Оба пока остаются полуразрушенными, хотя и находятся в процессе восстановления.

Между тем, именно в этих краях начиналось Православие на Южном Урале. Раньше в наших степях можно было встретить лишь башкирских кочевников. Триста с лишним лет назад здесь появились первые русские форпосты – Русская Теча и Багаряк. Десятилетия спустя появились и Булзи. По преданию первопоселенцами его были «мещеряки» – тюркский народ, который и сам нуждался в христианской миссионерской помощи. Затем из Арамильской слободы (сейчас это пригород Екатеринбурга) стали приходить русские крестьяне. К началу 19 века село было уже центром волости, однако не имело собственного храма, благочестивым христианам приходилось преодолевать по 10 верст для того, чтобы попасть в Иоанно-Предтеченскую церковь, в соседний Тюбук. Покровская церковь была построена лишь в 1841 году, но это и дало новый импульс развитию села. Вскоре к ней были пристроены два придела – в честь Сретения Господня и равноапостольных Константина и Елены. Три престольных праздника – три больших ярмарки в году. Со всех окрестностей собирался народ на это бойкое место, появилась земская школа, Новотихвинский монастырь из Екатеринбурга открыл поблизости свое подворье.

А в начале 20 века пришла революция. Храм действовал до конца 30-х годов. Не уклоняясь в «григорианский раскол», община оставалась верной Патриаршей Церкви. Последний батюшка отец Сергий, рукоположенный уже в годы гонений, служил до самого конца – что стало с ним, неведомо. Церковь разорили, уникальный резной иконостас передали в местный клуб. Колокол был сброшен, расколол крыльцо и разлетелся сам, осколки были отправлены на переплавку.

После войны в бывшем храме решили открыть зернохранилище. Расширили вход для того, чтобы в помещение могли проезжать грузовики, да не позаботились о прочности пола. Однажды он провалился, и здание было заброшено. Сначала местные искали здесь клады, но находили разве что медные дореволюционные копейки. Потом стали растаскивать доски, кирпичи, металлолом. Подростки исчеркали стены обычными надписями.

Историю села и храма собирал по крупицам в архивах Николай Юрьевич Попов, бывший директор совхоза и староста возрождающейся общины. Он беседовал с нами под шум рабочих инструментов, перебиваемый бодрыми мальчишескими криками. В июле за восстановление храма взялся стройотряд изстудентов Южно-Уральского Государственного Университета.

Этот стройотряд не совсем обычный. У каждого из его участников был шанс поехать на Ямал или устроиться на более высокооплачиваемый ремонт дорог, но ребята выбрали занятие по зову сердца. Возраст разный – от первокурсника до выпускника. Большинство – студенты архитектурно-строительного факультета, и восстановление храма так или иначе связано с их профессией. Есть будущий инженер-энергетик, а также …два политолога, в том числе командир отряда Денис Фархутдинов. Ребята питаются в местной столовой, живут в классах бывшей земской школы. Вечерами костру нередко предпочитают ноутбуки – интернет в селе, хотя и с перебоями, но все-таки «ловится».

Здесь не просто будет восстановлен храм, здесь планируется открыть женский монастырь, которых в нашей области немного. У будущей монашеской общины пока всего лишь две насельницы – монахиня Феодосия (Новгородцева) и послушница Клавдия. «Главное занятие монаха – молитва, богообщение, – говорит мать Феодосия. – Конечно, молиться можно и в своей квартире. Но монастырь – это сообщество людей, единых по духу, избравших своей целью служение Господу. Надо чтобы люди приходили сюда, становились сомолитвенниками, а Господь поможет и восстановить храм и уладить остальные трудности».

Из жителей села, кажется, больше всего рады восстановлению храма дети. Прибегая сюда в часы досуга, они окружают матушку в необычной монашеской одежде, наперебой задают вопросы: «А Кто такой Бог? А вы придете к нам в школу? Можно ли выучиться на звонаря?»

На древних стенах сохранились остатки фресок, и на новых трудников взирают строгие лица святых. Ни икон, ни утвари не осталось от прежнего храма, только запрестольный крест, бережно сохраненный христианами из села Воскресенское. Его передадут, когда храм будет освящен. Сейчас же на его месте в алтаре, вместо иконы Спасителя, видна сделанная детской рукой надпись – «Любовь». Имена влюбленных над ней давно стерлись, остался только «плюс», а по сути – крест. И рядом, неведомо кем нацарапанные слова: «Просите прощения».

Запись опубликована в рубрике Видеоновости, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.